Как открыть салон красоты
Открытие салона начинается с выработки концепции бизнес-модели. Предстоит определиться с классом салона красоты, его размером и спектром услуг, количеством работников.
Не все и не сразу вспоминают об исследовании рынка, а это важный этап обнаружение противников (конкурентов), выявление их сильных и слабых сторон. Важный параграф маркетинговые исследования (соц. опросы, другие методы получения информации о потребностях и кредитоспособности целевой аудитории). Тот, кто не владеет информацией, рискует открыть бюджетное заведение там, где привыкли к услугам «по высшему разряду», или дорогого салона в спальном районе с населением, которое не в состоянии платить за эксклюзивные услуги.
Первый этап: оценка вариантов приобретения заведения
Салон б/у. Плюсы такой покупки позади трудоемкие стадии: салон уже создан, клиентура наработана и готова плавно перейти в новые руки. Минусы: будут и клиенты, которые не скоро придут, потому что в старом заведении их плохо обслужили (испортили волосы, неправильно сделали маникюр). Кроме того, почти все сэкономленное на покупке салона б/у пойдет на модернизацию заведения: замену оборудования, ремонт.
Franchise. Покупка права именоваться Frederic Moreno или Dessange, приобретение оборудования, ЦУ от владельцев бренда и можно приступать к открытию собственного дела. Однако есть риск санкций при отходе от матрицы бизнес-системы, принятой материнской компанией.
Самостоятельное открытие салона. Только после знакомства с конкурентами и детальной проработки бизнес-стратегии. Плюс: все контролируется владельцем. Минус: суровая конкуренция.
Второй этап: выбор места, изучение целевого сегмента (клиентской базы)
На этом этапе решают две задачи:
Общие правила при выборе места:
Класс заведения всегда определяется кругом потенциальной клиентуры. Т.е. клиентская база влияет на направление бизнес-стратегии, и точкой отсчета станет территория (район) расположения салона. Сканирование района (маловероятно, что в нем нет других салонов), анализ предложений конкурентов и покупательской способности помогут определиться с классом заведения.
Кабинет-парикмахерскую стоит открыть в оживленном месте в спальном районе, в отеле и рассчитывать на поток клиентов в поисках недорогих, быстрых, качественных услуг. Для бизнес-района (с новостройками, офис-центрами) целесообразнее выбрать заведение в более престижном формате, ведь клиентами салона среднего уровня будут люди обеспеченные, с доходом выше среднего. Там, где есть база для топ-уровня (например, салон в центре города, где потенциальная клиентура обеспеченные люди, артисты, звезды), разумно открыть салон-студию с эксклюзивными услугами.
Третий этап: услуги
На этом этапе предстоит:
Базовый уровень. Представитель класса салон на дому, «советская» парикмахерская, салон с моноуслугами (массажный или маникюрный салон). Отличаются узкой специализацией вплоть до предоставления одной-двух услуг (стрижка или окрашивание волос, массаж, маникюр).
Средний класс. Салон с расширенным перечнем услуг. К стандартному набору в виде стрижки, маникюра, педикюра прибавляется солярий, косметический кабинет. Квалификация сотрудников салона выше, чем в заведении базового уровня, мастера следят за модными тенденциями.
Высший класс. Luxe это комплект эксклюзивных услуг, причем клиентов привлекает не столько возможность красиво подстричься, сколько удовольствие от процедуры. Все салоны высшего класса (студии) оснащаются ультрасовременным оборудованием, а глубокий комплекс услуг позволяет им поднимать стоимость. В таком салоне обязательно есть звезда светило красивого бизнеса, знаменитый парикмахер-стилист, который руководит студией.
Есть и другие форматы салонов, менее распространенные. Пример: «салон одного клиента» заведение-подарок, открытое состоятельным человеком для обслуживания его дамы.
Четвертый этап: кадры
Пора заняться наймом квалифицированных сотрудников. Салону нужен грамотный управляющий и мастера (диплом о соответствующем обучении обязательно). Рекрутинг персонала стоит доверить управляющему, если владелец заведения не специалист в индустрии красоты.
Салон нуждается в хороших кадрах:
Салон базового уровня как правило, в штате есть несколько опытных мастеров, которые быстро обслуживают и специализируются на стандартных услугах. Средний уровень стоит дополнить штат парой молодых, креативных специалистов для генерации идей. Студия немыслима без мастера экстра-класса, который ориентируется в новомодных тенденциях и «задает тон».
Пятый этап: оборудование
Базовой парикмахерской с двумя мастерами потребуются:
Косметический кабинет (один мастер) оснащается:
Маникюрный кабинет:
Обычно мастера пользуются своими инструментами, в комплект входят:
Расходные материалы:
Довольные клиенты наверняка пожелают прибрести средства, которыми пользовался мастер. В задачи заведующего входит своевременная закупка материалов.
Формула закупок:
Шестой этап: разрешения и регистрация
Открытие салона сопровождается получением разрешений:
- СЭС (Роспотребнадзор) пакет документов регламентируется СанПин 2.1.2.2631-10;
- Госпожнадзор проверяется журнал об инструктаже, пожарная сигнализация;
- Территориальное управление имуществом.
Лицензия парикмахерским не нужна, косметическому салону требуется получить медицинскую лицензию в соответствии с Приказом Минздрава РФ № 186.
К осмотру помещения и выдаче разрешений горслужбы приступят, когда позади ремонт и установка оборудования.
Седьмой этап: реклама
Если начинать с небольшого салона со стандартными услугами (маникюр, солярий, стрижка, укладка), клиентов привлечет реклама с минимальными затратами: светящаяся вывеска, красивые плакаты. Открытие заведения среднего класса сопровождается увеличением трат на рекламу.
Элит-класс салон, где важно все: имидж, стиль, создание особой атмосферы. Это окупится, если грамотно организовать рекламную кампанию, а сам салон открыть в месте, где скопление престижных заведений (казино, бутики, клубы) особенно плотное.
Восьмой этап: ценообразование, прибыль, плата мастерам
Салон красоты открывают не только для личного удовольствия, но и для получения прибыли. Поэтому важно в бизнес-плане предусмотреть все статьи расхода и варианты увеличения дохода. Нередко одним кабинетом пользуются для проведения нескольких процедур, что отражается на графике загрузки такого кабинета.
Основные расходы касаются затрат на помещение, далее идут оборудование, инструментарий, материалы. Если не экономить на каждом пункте, для проектирования, разработки дизайна, закупки аппаратуры (для парикмахерской, к примеру) требуется $10-20 тыс.
Формула вычисления прибыльных услуг:
В расходы закладывают плату мастерам за работу. Обычно оплата 30% от выручки, без учета чаевых. Если выручка мастера резко упала, возможно, он обслуживает часть клиентов на дому, что отражается на прибыли заведения.
Девятый этап: начало деятельности
Самый интересный процесс формирование позиции салона.